![]() ![]() |
![]() В названии ансамбля слово Sweeney - английское прочтение древнеирландского имени Суибне (Suibne)- перекликалось с именами сразу двух легендарных королей. Один из них когда-то в действительности правил на землях современного Ольстера и объединил в своём королевстве людей из самых разных племенных групп, которые в анналах все вместе назывались "люди Суибне". Второй - это мифический король Суибне Безумный, проклятый святым Ронаном за неуважение к Богу и церкви и обречённый на нужду и скитания по всей Ирландии. Проклятый полубезумный король по легенде годами скрывался от людей в лесах, слагая стихи о своей несчастной судьбе, оброс птичьими перьями и получил возможность летать. Он возвращался к своей семье, и, казалось, обретал разум, но вновь, словно околдованный, уходил и продолжал странствия. Рассудок вернулся к нему лишь перед самой смертью, когда исповеданный святым Моллингом он обрёл покой и душевный мир. Такое название как бы изначально определило основные особенности творчества "Sweeney's": широту и оригинальность репертуара и чуть отвлечённую, всегда задумчивую и немного грустную манеру исполнения. ![]() Всё сказанное, прежде всего, относится к первому альбому "Sweeney's Men". Альбом, вышедший в 1968 году под одноимённым названием на "Transatlantic" обеспечил быстро распавшейся группе признание на много лет вперёд, потому, что в нём практически не было слабых мест. Манера игры "Sweeney's" изначально была проникнута влиянием американских олдтаймов. Хитрое переплетение партий гитары и мандолины имитировало звучание пятиструнного банджо или монтаньерской скрипки. Введение такого звука в обработки ирландских и шотландских народных баллад и собственных песен только заставили их заиграть новыми красками. Такого грамотного и полностью органичного синтеза не было ни до "Sweeney's Men", ни после них. Три молодых ирландца сознательно поставили на нарочитый инструментальный минимализм и выиграли, показав на долгие годы всем желающим пример того, что же и КАК можно сыграть, когда играть вроде бы нечего, а главное не на чем. Удивительно, как сочетание "гитара, мандолина, дудочки" может звучать, так наполнено и в то же время ненавязчиво. Исторический вклад "Sweeney's Men" прежде всего для многих музыкантов и меломанов в том, что именно Джонни Мойнихэн впервые ввёл в кельтскую музыку инструмент бузуки (bozooki). Этот инструмент, звук которого можно охарактеризовать приблизительно как подобие "басовой мандолины" сейчас встречается в основном в восьмиструнном варианте, у Мойнихэна было 6 струн. Но о вокале надо говорить особо. ![]() А ведь ещё на этом же альбоме были традиционные ирландские морские вальсы "шанти", и уже настоящие стародавние англо-ирландские баллады о счастливой любви принцессы и простолюдина (Willy O'Winsbury) или о трагической гибели молодого Джонстона (Johnston), и даже такая же неспешная и ритмичная джига. Удивительно разнородный альбом оставлял у большинства слушателей и критиков абсолютно цельное впечатление и ощущение прикосновения к чему-то по настоящему народному и древнему, хотя никакой архаизации не было и в помине. Пластинка в конверте апельсинового цвета с тремя фотографиями молодых ирландцев стала бестселлером и переиздавалась несколько раз. Казалось, Sweeney's Men открыли новое направление в ирландском фолке, и через несколько лет эта группа станет ориентиром для многих и многих. Но как это часто бывает, в её составе собрались слишком яркие творческие индивидуальности с далеко идущими планами, и ни один из них не придавал особого значения будущему этого замечательного проекта. В начале 1969 года Энди Ирвин надолго уехал путешествовать по восточной Европе, его заменил Генри МакКуллоу (Henry McCullough), а вскоре "Sweeney's Men" стали дуэтом. Второй альбом под названием The Tracks Of Sweeney, записанный в том же году силами Вудса и Мойнихэна по своей стилистике весьма отличался от первого, но, безусловно, был альбомом той же группы. В прежнем балладном ключе в нем, по сути, была выдержана лишь пара народных вещей - Pretty Polly и Hiram Hubbard was not guilty. Остальные же были написаны Вудсом в откровенно меланхоличной манере, явно проникнутой влиянием блюза. Dreams For Me, Brain Jam и другие песни этого альбома поменяли акцент с прикосновения к вечным тайнам прошлого на погружение в себя. Завершает этот альбом очень красивая баллада "Зал зеркал". Эта, пожалуй, наиболее созерцательная и грустная песня практически подводила итог не только последнему альбому, но и всему творчеству "Людей Суибне". Предчувствия не обманывали Терри Вудса. Инструментальные рамки "Sweeney's Men" были слишком тесны для продолжения творческих экспериментов со стилем и вскоре после выхода второго альбома группа перестала существовать. Хотя "Люди Суибне" не сумели открыть новой страницы в истории ирландского фолка, они стали одним из самых заметных явлений в кельтской музыке конца шестидесятых. Отдельные песни в их исполнении или песни, по сути записанные сольно кем-то из участников группы издавались и продолжают издаваться на многочисленных сборниках ирландской музыки по всему миру, вводя в стойкое заблуждение её любителей. Каждый из участников "Sweeney's Men" позже стал сотрудничать в самых известных коллективах, слава которых для последующего поколения поклонников кельтской музыки, безусловно, затмила славу "Sweeney's". Энди Ирвин в начале семидесятых стал основателем популярнейшей ирландской фолк-группы "Planxty", которая помимо прочего дала путёвку в жизнь самому известному ирландскому шоумену и вокалисту Кристи Муру. При его участии был также создан проект "East Wind", где в разное время играли теперешний композитор и аранжировщик номеров танцевальной труппы "Riverdance" Билл Уилан и лучший из живых ирландских волынщиков Дейви Спилейн. Эта группа была создана Ирвином под впечатлением от его странствий по восточной Европе и сочетала в своём репертуаре кельтские и болгарские народные мотивы. Так один из основателей ирландского фолка проложил мостик от традиционной народной музыки к синтезу стилей, а затем и к World Music. Сейчас эта дорожка превратилась в основную магистраль, но Энди Ирвин на ней не потерялся. Он работал также с группой "Patrick Street" и записал много сольных проектов. Джонни Мойнихэн в семидесятые играл в первом составе "De Danann", одной из самых интересных ирландских групп, обрабатывающих традиционные мотивы. Позже он выступал и в "Planxty". Больше всех по музыкальной жизни швыряло Терри Вудса. Сразу же после распада "Sweeney's Men" он и его жена Гэй основали фолк-рок группу "Steelye Span". Несмотря на то, что эта группа не имеет прямого отношения к кельтской музыке, она была и остаётся заметным явлением европейской фолк-сцены в последние двадцать лет. Интересно, что именно её концерт был в восьмидесятые годы первым телевизионным знакомством советского зрителя с вторичными обработками европейского фольклора. Ещё удивительнее было появление Терри Вудса в качестве мандолиниста в составе "Pogues" - наиболее доходчивой, коммерческой и по сути откровенно панк-фолковой группы из всех англо-ирландских фолковых проектов восьмидесятых. Там он и пребывает по сей день. И хотя после ухода в 1993 году из "Pogues" их создателя и автора большинства песен Шона МакГоуэна разговоры о неминуемой гибели велись и ведутся постоянно, опыт и композиторские способности Вудса не вызывают сомнений и могут создать бывшим лондонским панкам прочную базу для успеха в будущем. ![]() Туда полностью вошли оригинальные версии двух альбомов 1968-69 годов и самый известный сингл 1967 года "Old Woman In Cotton". Этот диск можно найти и в Москве. Дискография Sweeney's Men Альбомы :
Сборники:
Sweeney's Men в Интернете: Эта группа,конечно же, не имеет своих сайтов. Дополнительно можно прочитать странички. Краткая история группы по-английски в изложении Джеффа Райса |